?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бен Элтон, Два брата



24 февраля 1920 года в Берлине рождаются два младенца, которым суждено стать братьями. В тот же день в Мюнхене создана партия, которая вскоре одного из них вознесет, а другого постарается уничтожить вместе с их родителями и миллионами других ни в чем не повинных людей. С первых часов жизни братья неразлучны. Оба похожи на своих еврейских родителей, хотя совсем не похожи друг на друга, они даже не знают, что один из них приемыш, — как и не знают, что один из них не еврей. Родителей не волнуют вопросы крови: это их дети, и они их любят. Отец играет по джазовым клубам, мать лечит больных, жизнь в Германии, еле приходящей в себя после Великой войны, потихоньку налаживается. Пауль и Отто вместе растут, вместе дружат с одной девочкой, вместе влюбляются в другую. Но когда к власти приходят нацисты, жизнь меняется необратимо и страшно. В стране, где внезапно важнее всего оказываются кровь и происхождение, дети, два немца и два еврея, чьи истории переплетены с рождения и навсегда, вынуждены многим жертвовать, чтобы выжить самим и спасти любимых.

Новый роман Бена Элтона, пронзительный и нежный, о том, чем готовы пожертвовать люди ради выживания — своего и любимых. Роман о том, кто они есть на самом деле, на что способны, кем не захотят стать ни за что на свете. О том, что им делать с каждодневной ненавистью, с неотступной памятью, с неутихающей болью — и как из этого всего порой прорастают одиночество, страх и жестокость, а порой — доброта, и мудрость, и счастье. В этой истории есть смех и слезы, ужас и изумление, нежность и злость, верность и предательства.

*  *  *

Сколько романов на еврейскую тему прочитано мною за 41 год жизни – не счесть. От некоторых у меня болело сердце, другие я начинала и бросала, не закончив, над многими не спала ночами и раздумывала неделями. Но "Два брата" выбиваются из череды произведений о Холокосте.

История зарождения фашизма в Германии преподнесена на страницах романа просто и ярко. Я бывала в этой стране ни один раз. Кроме того, там уже много лет живёт моя родная сестра. Сегодня я не уверена, захочется ли мне ещё когда-нибудь путешествовать в тех краях...

За 12 лет, с 1933-го по 1945-й год немцы уничтожили под корень всех своих евреев: богатую элиту, интеллигенцию, рабочих. Постепенно, капля за каплей, фашистские законы переводили евреев в разряд недочеловеков.
Волосы дыбом становятся, когда читаешь, как богатая и знаменитая вчера семья, проснувшись сегодня, стоит на коленях и вылизывает в буквальном смысле тротуар у своего собственного универмага. И некому жаловаться, никто их не защитит. Вокруг только ухмыляющиеся тупые рожи, побелевшие в экстазе глаза, разинутые в едином порыве безумной ненависти рты… И это только начало – 33-й год. Потом будет хуже, хотя, в 1938-ом, после  Хрустальной ночи, кажется, что хуже не бывает. Но бывает. Кто не верит, пусть прочитает роман Бена Элтона до конца.
А ведь всё может повториться. В любой стране, в любое время. Никто нас не защитит, ни Европа, ни Америка. Поэтому нам, израильтянам, нельзя расслабляться. Единственное безопасное место ДЛЯ НАС на земле – это наша страна, Израиль.

Кроме всего прочего, роман написан простым, доступным языком. Почти 750 страниц я прочитала практически за три дня. Это очень быстро, учитывая, что восемь часов в день я сплю, столько же работаю, и ещё какую-то мелочь из своего времени обязана посвятить семье.
Автор держит читателя в напряжении до последней минуты. Развязка неожиданна.
Кстати, фантастические приключения (веренее, злоключения) героев имеют под собой реальную основу.

Роман "Два брата" – это лучшее, что я прочитала за последнее время.
Рекомендую всем без исключения.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
dana_tal
May. 21st, 2014 02:39 pm (UTC)
и вылизывает в буквальном смысле тротуар у своего собственного универмага.
Я так явно представляла эту картину.

Я помню, когда читала что то у Рубиной, о женщине, родившейся в нормальной семье и пережившей ребенком блокаду, и ставшей впоследствии хабалкой- ты мне сказала, что людей, переживших такие ужасы судить нельзя. И я вот в истории Дагмар постоянно вспоминала твои слова.
larafr
May. 21st, 2014 02:45 pm (UTC)
У Рубиной совсем другое. Там ребёнок пережил блокаду Ленинграда. А здесь подросток, можно сказать, взрослая девушка.
Да, она сложный персонаж. Но по сути никакого криминала не совершила. Душа её умерла, когда ей было 13 лет. То, что она в конце войны сдала Зильке, меня, конечно убило. А всё остальное... отвратительно, но не криминально. Если б это происходило в другом месте и при других обстоятельствах. А так... бог ей судья.
(no subject) - dana_tal - May. 21st, 2014 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larafr - May. 21st, 2014 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - general_dreamer - May. 21st, 2014 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larafr - May. 21st, 2014 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - general_dreamer - May. 21st, 2014 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larafr - May. 21st, 2014 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - general_dreamer - May. 21st, 2014 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larafr - May. 21st, 2014 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - general_dreamer - May. 21st, 2014 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larafr - May. 21st, 2014 06:08 pm (UTC) - Expand
alfa_delta
May. 21st, 2014 06:35 pm (UTC)
Ларочка, спасибо. Я скачала:)
alfa_delta
May. 21st, 2014 06:37 pm (UTC)
Я некоторое время подумала прежде чем задать вопрос. Почему ты говоришь, что единственное безопасное место на земле для евреев - Израиль??
larafr
May. 22nd, 2014 03:21 am (UTC)
Потому что в другом месте никогда нельзя быть уверенных, что ты, еврей, завтра не проснёшься человеком второго сорта. Если вообще проснёшься.
А государство Израиль - еврейское государство. Тут априори такого случиться не может.

Раечка, после этой книги иначе смотришь на история. И не только Германии. Во всяком случае, со мной именно так и произошло.

Edited at 2014-05-22 03:22 am (UTC)
(no subject) - alfa_delta - May. 22nd, 2014 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - larafr - May. 22nd, 2014 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - alfa_delta - May. 22nd, 2014 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_torick - May. 22nd, 2014 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_torick - May. 22nd, 2014 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larafr - May. 22nd, 2014 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_torick - May. 22nd, 2014 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sl_mayer - May. 22nd, 2014 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_torick - May. 22nd, 2014 01:15 pm (UTC) - Expand
elena_masque
May. 21st, 2014 08:46 pm (UTC)
Прочла на одном дыхании! Правда, сначала не очень нравился язык, показался каким-то урезанным, схематичным, как будто это не роман, а сценарий фильма. Но постепенно втянулась настолько, что не могла оторваться. Неизгладимое впечатление.
larafr
May. 22nd, 2014 03:18 am (UTC)
Да, язык вначале не впечатляет. Но потом понимаешь, что это не мешает, так задумано.

Вот иначе не скажешь: неизгладимое впечатление.
livejournal
May. 22nd, 2014 02:31 pm (UTC)
 LJournalist #2459
Пользователь radolini сослался на вашу запись в записи « LJournalist #2459» в контексте: [...] дня. Автор держит читателя в напряжении до последней минуты. Развязка неожиданна". С комментариями [...]
ljournalist_bot
May. 22nd, 2014 02:34 pm (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
larafr
May. 22nd, 2014 06:01 pm (UTC)
Спасибо!
А где можно почитать о сообществе? С этим новым интерфейсом я совсем потерялась.
larafr
May. 22nd, 2014 06:05 pm (UTC)
Предыдущий вопрос отменяется, ибо сама всё нашла ;)
Ещё раз спасибо!
(Deleted comment)
larafr
May. 22nd, 2014 06:28 pm (UTC)
Ты знаешь, я тоже стараюсь избегать этой темы. Но эта книга исключение. Попробуй.
sl_mayer
May. 24th, 2014 12:52 am (UTC)
А можно мне высказаться?
Прочитал я книжку (я стараюсь не пропускать ни одной книги, статьи, научной работы о Второй Мировой войне и о Холокосте. Никак меня эта тема не оставляет).
Можно я выскажу своё мнение о художественной стороне "произведения", оставив в стороне важность и трагичность темы, споры об исторический ответственности, о немцах, о евреях, об Израиле и т. д.?

Написано, конечно, захватывающе. Я прочитал залпом за один день. Идеальное чтиво для поезда, для самолёта и для долгой очереди - время летит незаметно.

На этом, пожалуй, художественные достоинства книги заканчиваются.
В остальном типичная голливудская лабуда.

Во-первых, язык. Я сначала подумал, что перевод катастрофа.
Специально нашёл оригинал. Английский оригинал тоже, мягко говоря, не Томас Элиот.
Текст простой, примитивный. Как сценарий - бери и снимай.
Образы какие-то ходульные. Диалоги как в дешёвой мелодраме. Глядя на героев хочется сказать "Не верю".
13-14 летние подростки такими лозунгами не разговаривают.
Сюжетные линии топорны и предсказуемы. Автор пытается до конца книги поддерживать интригу, но уже с начала видно, кто хороший, кто плохой, кто будет героем, а кто предателем, кто еврей, а кто немец.

Книга полна штампов. Многие сцены и ситуации просто передраны из классики. Два близнеца - это же "Принц и нищий". Гибель мамы - это история Януша Корчака (ну или Джонатан Фойер), приход нацистов к власти и Германия 30-х годов блестяще описаны Фехтвангером.

Кроме того, мешают исторические несоответствия и неправдоподобность поведения героев. "Красная капелла" в Берлине была разгромлена в 1943 году. В 1945 никто в Берлине уже не гонялся за коммунистами (да и не за кем уже было гоняться). И с чего это вдруг гестапо ведёт переговоры с Дагмар? Она что, важная шишка? Из неё бы просто выбили все сведения, а потом пристрелили.
Про вылизывание тротуара языком - картинно, конечно, только в 1933 году в Берлине ещё ничего подобного не было.

Изнасилования немецких женщин русскими солдатами - перебор. Типичный штамп для западной публики.

Вообще, вы обратили внимание, как из каждой страницы неуклюже вылезают политические пристрастия автора? Всё, что связано с Англией - замечательно. Германия - дерьмо, даже ГДР. Ну, это понятно.
Советский Союз - страх и ужас. Попасть к русским - ещё хуже, чем попасть к немцам. Отто думает, что брат мог попасть в плен к русским и умереть от истязаний.
Не было случаев издевательств над пленными в Красной Армии. наоборот, к пленным относились чрезвычайно корректно.
А как он описывает немецких коммунистов? Такие же подонки, как и фашисты, только ещё и импотенты.
Но это же неправда. Если кто-то и оказывал сопротивление нацистам в оккупированной Европе - так это коммунисты (не важно, любим мы их или нет). Если кто-то и помогал евреям, то только коммунисты.

А к чему этот, извините ни в ..., ни в Красную Армию, пассаж о Палестине? Что в Палестине они захватят арабские земли и не пустят арабов в бассейны. Что это - реверанс левой антиизраильской пропаганде? Типа автор еврей обязательно должен лягнуть ИЗраиль, чтобы поднять рейтинг среди европейских либералов.

Кстати, вы заметили, как показаны евреи в книге? Тупой полицейский дедушка, блаженный алкоголик папа, зажравшиеся капиталисты родители Дагмар, сама Дагмар - исчадие ада, Пауль, который идёт служить в СС, где, наверняка, участвует в карательных акциях против мирного населения. Ну, разве что, мама святая, хотя тоже немного блаженная.
А настоящие герои - это немец Отто, его чёрная подруга и немка Зильке.
Может быть автор просто антисемит? У евреев такое случается. Ему жалко жертв, но своего презрения к ним он скрыть не может.
Я думаю, не стоило либреттисту, комику и автору "Мистера Бина" браться за такую сложную тему.
Хотел он, наверное, как лучше, а получились очередные "Яйца над пропастью".

Извините, если кого обидел

Edited at 2014-05-24 01:23 am (UTC)
larafr
May. 24th, 2014 02:48 am (UTC)
Re: А можно мне высказаться?
Не, не обидели. Собственное мнение обидеть не может. Мы ж все разные :)

Да, про "Принца и нищего" я вспоминала. И многое из того, на что вы указали, действительно само лезет в глаза.
Текст простой и язык примитивный? А мне нравятся простые тексты, когда сразу к сути. И очень раздражает красивое описание чего бы то ни было страницы на полторы, когда в итоге забываешь, о чём, собственно, шла речь. Довод "а мне нравится!" ничем не пробьёшь ;). Ну, разве что, у меня дурной вкус: наряду с Ремарком и Рыбаковым понравился и Бен Элтон.

Тем не менее, всё вышеописанное общего впечатления не портит абсолютно.
Вы не читали в детстве (юности) "И один в поле воин" Юрия Дольд-Михайлика? А "Два капитана" Каверина? Хотите перечитать и поискать исторические ляпы? :)
Про антисемитизм автора - на этот раз не согласна (про Улицкую согласилась, да ;)). У него полная книга совершенно положительных героев. Пусть они не главные, но всё же. Да и главные тоже, например, Фрида...

Про Англию... Так сам автор знает о своём пристрастии. Даже в какой-то сцене своей подруге об этом говорит. Почему автор не может иметь собственное любимое пристрастие? По-моему, не криминально.
По поводу пленных в Красной армии... Не знаю. Вот честно, ни разу не задумывалась. Хотя, всё же могло быть, что угодно.

В общем, не согласная я с вами - книга хороша. Факт, что вы не могли остановиться и проглотили за день. Кстати, а мы не переходили на "ты"? :)
Ну, и женское восприятие всё-таки отличается от мужского. Хотя, как правило, я ваши поправки принимаю :).

P.S. Да, Фехтвангера никогда не читала. Моё упущение. Возможно, наверстаю.

Edited at 2014-05-24 03:24 am (UTC)
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

Я собственной персоной
larafr
Лара и Компания

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com